22 ИГРЫ С БУКВАМИ И ЦИФРАМИ
Часто родители и педагоги сталкиваются с тем, что ребёнок отказывается писать, нехотя выполняет домашние задания, а потом и вовсе теряет интерес к обучению.
Оно и понятно: долгая и утомительная писанина приносит иногда больше вреда и негативных воспоминаний о письме.
Как же помочь нашим малышам сохранить тот интерес и задор при виде букв и цифр, который был в их глазах на первых порах освоения грамоты
Мечта каждой мамочки - видеть, как ее родная кроха растет, с успехом достигает новых побед и вершин! Моменты, когда малыш начинает интересоваться буковками, запоминает их, впервые САМ читает слово, остаются в памяти родителей на всю жизнь!
Ведь чтение, письмо, вычисления - одни из самых СЛОЖНЫХ и самых ВАЖНЕЙШИХ навыков в развитии ребенка. И вот малыш САМ пишет первое слово, решает свой первый пример в тетрадочке. Все это вызывает у него восторг и большой интерес. И каково их недоумение, когда ребёнок вдруг отказывается читать, а письмо превращается в настоящую пытку. Монотонная однообразная деятельность очень скоро становится скучной.
Как же помочь нашим малышам сохранить тот интерес и задор при виде букв и цифр, который был в их глазах на первых порах освоения грамоты
Если мы хотим чему-то научить своего кроху, нам нужно его увлечь! Есть множество историй о том, как детки учатся читать. Одни уже в год тычут в книжку пальчик и просят называть буковки, а другие до трех лет даже близко ими не интересуются. Но в этом нет ничего зазорного: всему свое время! На каком бы этапе вы ни были, помните, что наша с вами основная задача - ЗАИНТЕРЕСОВАТЬ, и ПОДДЕРЖАТЬ возникший интерес.
Если вы только начинаете учить буковки или цифры, можно просто искать их среди пазлов. Можно собирать слова, пользуясь карточками или придумывать свои.
Но кроме этого, можно придумать множество заданий на развитие ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ, ПАМЯТИ, ЯЗЫКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА (умение определять количество букв и звуков в слове, первый и последний звук, место звука в слове, умение составлять предложения и грамотно их писать). Младшие школьники очень любят разнообразные задания, ребусы и загадки и с удовольствием включаются в процесс!
22 ИГРЫ С БУКВАМИ И ЦИФРАМИ
Выложите с малышом алфавит.Разберите детальки на гласные и согласные. Найдите все звонкие согласные и все глухие;
А теперь поиграйте в игру "Придумай слово". Вы про себя проговариваете алфавит. В определенный момент ребенок вас останавливает. Та буква, на которой вы остановились, должна быть первой в слове, которое придумает малыш. Или последней. Или просто присутствовать в этом слове;
Найдите буквы, похожие по написанию( Ш-Щ, Н-П, Р-Ф и т.д.);
Придумайте слова, начинающиеся на определённую букву. Усложните задание, предложив придумать слова так, чтобы каждое увеличилось на одну букву, сделайте своеобразную "лесенку" (например, на Ж: Жук, Жаба, Живот);
А теперь попробуйте наоборот: вспомните слова, которые заканчиваются определённой буквой (например, жуК, блоК, ежиК);
По такому же принципу можно придумывать слова, начинающиеся и заканчивающиеся одинаковыми слогами (РАма, РАдио, РАбота);
Соберите слово из букв (н, а, р, м, к, а = карман);
"Дублеты". В этой игре одно слово нужно превратить в другое, в каждый ход изменяя одну букву, чтобы результат оставался осмысленным словом (ночь - ноль - соль - сель - сень - день). Пока ребенку трудно самому справиться с дублетами, ищите варианты вместе или предлагайте ему придумывать загадки (пары слов, которые нужно превратить одно в другое) для вас: точка-бочка, свечка-овечка;
Вариация игры "Города". Последняя буква предыдущего слова должна быть первой в следующем (сыРыбАрбуз ...);
Придумайте набор из 2-3 букв. Ребёнок должен вставить свою букву в любое место, чтобы получилось слово (ОНА - это может быть крОНА, пОляНА,кОНвА);
"Найди слово". В одном слове ищем второе: уДОЧКА, бУСЫ;
"Составь слова". Выкладываем из деталек большое слово. А затем придумываем множество маленьких слов из тех букв, которые есть в нашем большом: ЛЕКАРСТВО - лес, ствол, рак и т. д. Подростками мы часто играли в нее. Это увлекало надолго!!
Выкладывайте последовательности из букв или цифр. А можно из того и другого)));
"Найди ошибку". Универсальное упражнение, которое нравится всем детишкам! Они очень любят поправлять взрослых и искать неточности. Это упражнение применительно и к словам, и к предложениям, и к примерам. Главное давать посильные задания и не забывать хвалить малыша;
"Потерянная буква". Пусть малыш прочитает слово и найдет в нем недостающую букву. А может, в слове появилась лишняя буковка?
"Раздели слова". Все слова в предложении слились в один большой и непонятный текст. Ребёнку необходимо разделить их;
"Шифровальщики". Один участник придумывает слово, но все гласные он шифрует - заменяет другими главными или вообще цифрами. Задача второго игрока угадать слово;
Придумайте слово или предложение, только при выкладывании из кубиков добавьте туда ненужные буквы, те, которых в словах нет. Ребёнок должен убрать ненужные буквы;
Можно попробовать самим составлять несложные ребусы, включающие в себя числа (3тон, 100л, по2л);
"Перевертыши". Ребёнок должен выложить слово наоборот: от последней буквы к первой. Сначала можно пользоваться наглядностью, а после делать это на слух;
На одну букву. Выбираются любые темы ("растения", "грибы", "дикие животные" и т.д. ). После этого выбирают букву и засекают время (для младших школьников – около пяти минут). Задача участников - вспомнить и записать слова на эту букву;
"Расческа". Нужно выбрать слово, для начала - короткое. За заданное время ребенок придумывает слова на каждую из его букв. Чтобы усложнить задание, можно ограничиться одной темой. Например, слово ПТИЦА: Перепелка, Трясогузка, Иволга, Цапля, Аист.
Только начните играть, и интересные идеи заданий сами придут вам в голову!
Фотогалерея
- Комментарии