38 ИГР С КАРТОЧКАМИ ДОМАНА
Раннее развитие детей по методике Г.Домана пользуется большой популярностью. Но мнения об этой системе расходятся: есть ярые противники методики, а есть активные последователи. Где же ИСТИНА? Как НЕ НАВРЕДИТЬ ребенку и одновременно заложить хорошую базу знаний, научить мыслить логически, ненавязчиво развивая познавательные процессы? Предлагаем отойти немного от самой методики и расширить возможности карточек! Будем познавать окружающий мир, ИГРАЯ Тематические карточки - огромный кладезь информации. Играть с ними будет интересно и малышам до года, и младшим школьникам.
Мы подготовили для вас целый сборник увлекательных игр на любой возраст и этап развития ребенка. Ловите наши идеи
"Дай мне". Разложив перед малышом карточки, просим дать нужную.
"Это...?" Путаем ребёнка и ошибочно называем карточку.
"Разорви круг". На полу по кругу (он должен быть большим) разложены карточки со словами. Под музыку ребенок бегает внутри круга. Как только музыка обрывается, ребёнок сразу останавливается напротив определённой карточки. Либо вы, либо ребенок ее озвучиваете, карточку убираете. Круг снова замыкается.
"Найди отгадку". Вы загадываете загадки и вместе ищете слово-отгадку. Например, мохнатенькая, усатенькая, ест и пьет, песенки поет.
"Часть и целое". Например, собираем комплект одежды. Или подбираем те продукты, из которых можно сварить суп, компот и т.д.
"Исключи лишнее". Раскладывается ряд карточек с предметами одной тематики, или формы, или цвета и одна карточка, которая не подходит по смыслу. Задача ребенка найти ту карточку, которая лишняя.
"Верю, не верю". Предлагаем ребёнку карточку рубашкой вверх. Спрашиваем у него: "Правда, что на этой карточке нарисовано...." Если он угадывает, то карточку забирает себе. Дальше уже ребенок достает из стопки карточку. Задаёт вопрос взрослому. Выигрывает тот, кто отгадает больше карточек.
"Секретики". Разложить карточки на полу и накрыть их платочками или чистыми листочками. А потом вместе с ребенком удивляться тому, что лежит под платочком. Лучше использовать карточки из разных комплектов.
"Обувь". Топаем по карточкам взрослой обувью.
"Просовывание под дверь". Карточку можно передать через какое-то отверстие. Вызывает бурю эмоций у малыша.
"Конвертики". Положите карточки в конверты или заверните их в бумагу. Малыш будет находить конвертики в необычных местах.
"Почта". Складывайте карточки в коробку через щель.
"Вверх ногами" . Держите ребенка вверх ногами, а малыш будет смотреть на перевернутые карточки.
"Шерлок". Прячемся в палатке и при помощи фонарика ищем и угадываем слова.
"Кто спрятался? Кто пришел в гости? Что изменилось?" Раскладываем перед ребенком несколько карточек на несколько секунд, затем собираем их и кладем, но уже на одну меньше . Спрашиваем, "Кто спрятался?". Потом раскладываем, но на одну больше: "Кто пришел в гости?". Пока ребенок отвернулся , поменяйте карточки местами и спросите "Что изменилось?".
Выкладываем несколько карточек (начните с 3). Несколько секунд ребенок смотрит на них, затем собираем, добавляем еще 3-4 новые карточки и просим найти ребенка карточки, которые он только что видел.
"Расчищаем сугробы". Положите карточки в крышку от коробки или ящик с низкими бортиками. Посыпьте их манной крупой. Вооружившись кисточкой, малыш должен расчистить "снег" и отыскать нужную картинку.
"Спагетти". Карточки можно доставать щипцами.
"Рыбалка". Нацепите на каждую карточку скрепку. Ребенок должен назвать карточку, которую "словил".
"Кто живет в домике?". Нам понадобится изображение домика (любая подходящая картинка или самодельный из картона). На окошко крепим "шторку" из новогоднего дождика и прячем под ней наших "жильцов". Ребенок должен подуть на шторку и разглядеть, кто живет в домике.
Сюжетной ролевые игры с использованием карточек ("Магазин", "Почта", "Ресторан", "Школа" и т.д.):
-готовить еду, складывая карточки в коробку (кастрюлю)
-играть в магазин, разложив на витрине карточки-товары
-кормить зверей в зоопарке или на ферме, животным на карточках подбирать еду (свинье-свеклу,обезьяне-банан)
Находим слова на определенную букву. Отобрать несколько карточек и попросить ребенка соотнести их с буквами алфавита: 1. Первая буква в слове: Медведь - М, Банан - Б. 2. Последняя буква в слове: Ананас - С, Еж - Ж. 3. Находим другую букву в слове.
"Сортировка". Сортируем карточки зависимости от тематики. Например, "транспорт": на водный, наземный, воздушный; "животные" - домашние и дикие.
"Расскажи историю в картинках". Дети очень любят истории и сказки, с помощью карточек можно устроить целый театр, рассказав с помощью картинок интересную историю или обыграв уже знакомую малышу сказку или стихотворение. Ребенок постарше может не только слушать, но и помогать Вам создавать историю. Так же можно подключить чтение книг по тематике карточек.
Сопоставление с реальными предметами. Сопоставление слова и картинки с объемной фигуркой животного, например. Если используются карты с тематикой "одежда", то можно попросить показать этот предмет в гардеробе малыша.
Игры на соотнесение (карточки одной темы + карточки другой):
"Кто где живет" (птичка - на дереве, в лесу, верблюд - в пустыне)
"Кто живет на болоте" (называем всех: и букашек, и птиц и пр. живность)
"Кто живет в водной стихии" (разделяя на озера, реки и моря, океаны)
"Звуковое лото". Слушаем и обсуждаем голоса птиц, звуки животных(домашних, диких), насекомых. Затем ребенок угадывает по звуку, кому он принадлежит и ищет карточку.
"Подбери прилагательное, глагол". Например, карточка Цыпленок. "Он какой? Пушистый, желтый, маленький". Карточка Ножницы. "Они что делают? Режут".
"Рассказ по картинке". Берем любую карточку и просим описать ее. Например, "Какого цвета глаза у котика? А какая шерстка? Что она кушала? Куда пошла гулять? Кого встретила?"
"Запоминание цепочек событий". Придумываем к нибудь историю, например, "Однажды жираф встретил утку, которая каталась на грузовике". Перемешиваем карточки и просим восстановить последовательность (жираф, утка, грузовик). Количество карточек увеличиваем. Эта игра поможет ребенку запоминать последовательность как единый образ, с первого взгляда.
"Учимся читать".
1. Выкладываем кубики с буквами,например Баран, но без первой буквы, под кубиками кладем карточку с изображением барана. Ребенок подбирает букву из нескольких вариантов (3-4 кубика). Если ребенок ошибается, читаем получившийся вариант. Ребенок ищет нужную букву.
2. Выкладываем из кубиков слово без первой буквы, ребенок читает и подбирает нужную картинку.
3. Пишем на бумаге или выкладываем слово из букв, которое имеет отношение к картинке. Например, звукоподражания: "МЯУ" - ребенок подбирает карточку.
4. Учимся читать короткие слова. Например, между двумя карточками положить буквы (предлог): "Сова" НА "Дерево" - Сова на дереве.
5. "Собери слово". Подбираем такие карточки, чтобы первые или последние буквы сложились в слово. Например: "Слон-Обезьяна-Карась" = СОК
Рассказываем знакомые четверостишия, ребенок заканчивает фразу и ищет среди карточек картинку:
"Спит зимой в берлоге МИШКА
На столе стояла МИСКА
Мишка спит и видит сон
в Миске БУЛКА и БУЛЬОН "
Развитие фотографической памяти. Показываем ребенку сетку с четырьмя карточками на несколько секунд, затем карточки с сетки убираем и просим положить карточки в том же порядке. Число карточек постепенно увеличиваем.
"Какой формы?". Разложить карточки с предметами разных геометрических форм и геометрические фигуры. Ребенок должен определить, на какую фигуру похож предмет на карточке.
"Живое-неживое". Заранее приготовим карточки с одушевлёнными и неодушевлёнными предметами. Например, заяц-морковь, обезьяна-пальма. С такими ассоциациями ребенку будет легче понять, где живой и неживой предмет.
"Противоположности". Сортируем карточки по принципу: большой-маленький, съедобный-несъедобный, быстрый-медленный, тяжелый-легкий, высокий-низкий и т.д.
"Закономерности". Выкладываем карточки определенной закономерности: Корова-Дуб-Коза-Береза-Курица -Клен. Предлагаем ребенку подобрать следующую карточку.
"Ассоциативные пары". Среди рассыпанных карточек ребенок выбирает 2-3 карточки, картинки на которых похожи по своим признакам (цвет, вес, размер, первая буква и т.д.): "Внимательно посмотри на картинки и скажи, какие из них имеют что-то общее".
Карточки в этом наборе мне очень-очень нравятся. На каждой из них изображен только один объект на чистом белом фоне, они без рамок и цветных окантовок, на рисунке отлично видны все важные детали. Название написано под их изображением крупным шрифтом яркого красного цвета. А ещё огромный плюс -
на обратной стороне написаны фразы, которые может использовать взрослый при знакомстве с предметом на картинке. Нам не нужно ничего выдумывать, не нужно выискивать важную и нужную информацию о них.
Увлекательных занятий!
Фотогалерея
- Комментарии