ЧТО ТАКОЕ ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ И КАК ЕГО РАЗВИВАТЬ❓

Существует две "разновидности" слуха: ФИЗИЧЕСКИЙ (способность слышать природные, бытовые звуки, музыкальный слух) и РЕЧЕВОЙ (он же фонематический) - умение слышать и различать звуки родной речи.
Наиболее чувствительным периодом для развития речевого слуха является возраст до 2 лет. И если читать простые детские стихи, потешки, знакомить с песенками, много общаться с ребенком, можно незаметно для себя развивать его фонематический слух. К 4 годам в норме ребенок различает все звуки, т.е. у него должно быть сформировано фонематическое ВОСПРИЯТИЕ. К 6 годам дети способны правильно произносить все звуки родного языка и слова различной слоговой структуры.
Почему так важно развивать фонематический слух? Он нужен, чтобы правильно соотносить ЗВУК и БУКВУ, чтобы ребенок научился не только понимать речь и говорить, но и улавливать те особенности звуков, благодаря которым смысл одного слова отличается от смысла другого (отличать "мышку" и "мишку", "горку" и "корку"). Любой логопед при обследовании ребенка проверяет развитие его фонематического слуха, потому как это - важная составляющая успешного речевого развития. Нетрудно догадаться, что у детей с неразвитым фонематическим восприятием возникают огромные проблемы в школе.
От него зависит правильное произношение, умение грамотно выстраивать предложения и фразы, согласовывать падежные окончания, число и род различных частей речи. Кроме того, это и проблемы с формированием навыка чтения. Даже записать слово правильно будет невозможно, то есть сформируется стойкое нарушение правил графики. Эти недостатки мешают правильному пониманию речи как самим говорящим, так и слушающим.
С чего начать? Начните с НЕречевых звуков, с различения тембра, силы, высоты речевого голоса. Вокруг так много всего интересного: шум листочков, машин, жужжание шмеля на полянке, пение птиц в парке, звук скрипящей двери и т.д. 

А еще на свете существуют прекраснейшие МУЗЫКАЛЬНЫЕ инструменты, которые можно использовать в своих играх с детьми.
А показать первые музыкальные инструменты можно уже после 6 месяцев. Огромное удовольствие доставят МАРАКАСЫ, ТРЕЩОТКИ, БАРАБАНЧИКИ и БУБНЫ.
А в 2 года ценитель прекрасного может сочинить свою первую мелодию с помощью КСИЛОФОНА и МЕТАЛЛОФОНА или наиграть любимый мотив на ДУДОЧКЕ.
А вот некоторые примеры игр:
"Жмурки". Ребенку завязывают глаза, и он двигается в сторону звенящего колокольчика, бубна, свистка.
"Громко-тихо". «А сейчас надо забить большой гвоздь - стучать сильно и громко». Отдайте крохе молоток, руководите игрой, повторяя: «Маленькие гвозди, большой гвоздь». Или можно использовать другие правила игры: когда вы стучите в бубен тихо - кроха изображает мышку, идущую мимо кота на цыпочках. А если вы стучите громко - ребенок превращается в слона и идет, громко топая. Стучите быстро – малыш бежит, медленно - идет еле-еле.
"Повтори". Серия звуков разных предметов (например, ложка, дудочке, барабан). Ребенок должен повторить ее.
"Где звучит". Определение звуков в пространстве. Взрослый отходит от ребенка в разных направлениях и звенит. Ребенок должен показать и объяснить, где издается звук (спереди, сзади, слева, справа, сзади вверху и т.д.).
"Быстро-медленно". Ребенку предлагается взять карточку с нарисованными в разном порядке длинными и короткими полосками и отбить ритм, показанный с помощью полосок (длинные полоски - медленные удары, короткие - быстрые).
"Не ошибись". Ребёнку предлагается слушать звучание различных инструментов и выполнять задание: под барабан маршировать, под гармошку - танцевать, под бубен - бежать и т.д.
"Повторяшка". Здесь нам понадобится помощник - кукла, мишка, зайчик или другая игрушка. Ребенку предлагается передвигать игрушку на столько шагов вперед и в таком темпе, в каком педагог бьет по барабану (например: три коротких быстрых удара, два медленных, два коротких быстрых удара). Игрушка идёт, например, в садик, или машинка едет по дороге.
"Пальчики-мальчики". При помощи указательного и среднего пальцев изображать быстрый и медленный бег по столу в соответствии с воспринятым темпом звучания.
Это далеко не все игры, которые можно использовать в развитии фонематического слуха. Творите, развивайтесь, слушайте окружающий вас мир!


Почему так важно развивать фонематический слух? Он нужен, чтобы правильно соотносить ЗВУК и БУКВУ, чтобы ребенок научился не только понимать речь и говорить, но и улавливать те особенности звуков, благодаря которым смысл одного слова отличается от смысла другого (отличать "мышку" и "мишку", "горку" и "корку"). Любой логопед при обследовании ребенка проверяет развитие его фонематического слуха, потому как это - важная составляющая успешного речевого развития. Нетрудно догадаться, что у детей с неразвитым фонематическим восприятием возникают огромные проблемы в школе.







А вот некоторые примеры игр:








Это далеко не все игры, которые можно использовать в развитии фонематического слуха. Творите, развивайтесь, слушайте окружающий вас мир!



Фотогалерея
- Комментарии
Загрузка комментариев...